Люди многообразны, поэтому тут трудно обобщать. С другой стороны, не хочется и завышать характеристики, создавая антитезу положительного православного молодого человека отрицательному и демонизированному светскому студенту, что, на мой взгляд, неверно. Те или иные немощи и недостатки могут быть свойственны православным молодым людям: от недостаточной умеренности в винопитии до общенационального дефицита ответственности, которая является одной из главных болезней нашего общества. Но одно, то есть, что отличает православного человека от человека светского мировоззрения: православный человек, даже согрешая, знает, что он поступает неправильно, стремится каяться в грехах и менять себя. Ужас нашего времени состоит в том, что для огромного количества светских молодых людей грех становится нормой жизни, в которой не нужно не только каяться, но в которой нужно утверждаться и распространять ее на других. Такого внутреннего абсолютного приятия греха, по счастью, нет у современной православной молодежи.
Могли бы Вы нарисовать примерный словесный портрет Вашего прихожанина-студента?
Я думаю, что где-то две трети наших прихожан на сегодняшний день это те, кто пришел к ограде Церкви уже в стенах нашего храма: или крестился, или ответственно уверовал, или перешел на новый уровень восприятия себя как православного христианина. А треть это люди, которые составили костяк общины первоначально, либо нашли в ней свой дом уже будучи православными людьми.
Ваши прихожане это люди, пришедшие в Церковь до поступления в Университет, или воцерковившиеся благодаря Татьянинской церкви?
Однако главным, что может привлечь людей в Православие, что показывает его истинность, является та атмосфера, которая может и должна быть создана на приходе, о которой говорит Сам Христос Спаситель: «Потому узнают, что вы мои ученики, если любовь будете иметь между собою». Если человек увидит и душой почувствует это в стенах православного храма, то никакие тоталитарные сектантские организации никогда не смогут отвлечь его от Церкви.
Другим направлением нашей деятельности являются культурно-просветительские мероприятия. Приход занимается организацией лекций, концертов, просветительских встреч с приглашением людей авторитетных в той или иной области науки и искусства. На дискуссионных Татьянинских вечерах мы стремимся показать людям открытость православных культурным веяниям и пытаемся взглянуть на самые разнообразные феномены современной жизни с позиций последовательного православного мировоззрения. Важной составляющей жизни прихода являются регулярно совершающиеся паломнические поездки, экскурсии, деятельность воскресной школы, школы духовного пения и издание газеты «Татьянин день», которая принципиально адресована воцерковляющимся или находящим свою дорогу к храму молодым людям.
Мы осознаем, что сегодня в Церкви существует дефицит общения прихожан с духовенством вне богослужения и Исповеди. Поэтому с самого начала у нас заведены дни дежурства духовенства, когда человек может в течение дня прийти в храм и пообщаться со священником на любые актуальные для него темы, а не только для совершения треб. Это приносит свои добрые плоды.
В чем же заключается внебогослужебная деятельность Татьянинского прихода?
Начало нашей жизни было несколько отягощено кампанией в прессе, которая велась сторонниками пребывания студенческого театра в здании храма. Был сознательно сформирован образ православной общины как экстремистской антикультурной организации. Поэтому в первые годы нужно было преодолевать этот стереотип через культурно-просветительские мероприятия, через сам стиль нашего существования в стенах Университета как максимально неагрессивный и отличающийся от того, что люди могли видеть у представителей парарелигиозных сектантских объединений.
Как к появлению храма отнеслись преподаватели и студенчество, и изменилось ли их отношение со временем?
Идея возрождения домового храма Святой Мученицы Татьяны при МГУ исходила из среды самих студентов и преподавателей. Эта идея была поддержана ректоратом Университета, который в декабре 1993 года принял решение о восстановлении храма, а также Святейшим Патриархом Алексием II. В то время в стенах церкви размещался студенческий театр, и примерно год потребовался на освобождение помещений, но к январю 1995 года эта задача была осуществлена. Наконец, 25 января на Татьянин день в храме состоялось первое богослужение.
Отец Максим, когда и кому пришла идея организовать православный приход при центральном ВУЗе нашей страны?
Протоиерей Максим Козлов родился в 1963 году в обычной советской и светской семье. В Церковь пришел в юношеские годы. Учился на филфаке МГУ, где специализировался по латинскому и греческому языку. С 1985 года работает в Московской Духовной Академии и Семинарии, где в разное время преподавал древние и новые языки, историю католицизма, сравнительное богословие, риторику. С 1990 года кандидат богословских наук. Автор более 100 научных трудов, статей и переводов. 21 июля 1992 года рукоположен в сан священника Святейшим Патриархом Алексием II. Наиболее яркая сторона деятельности отца Максима связана с храмом святой мученицы Татьяны при МГУ. Кроме того, он является членом Совета Всероссийского Православного Молодежного Движения, отвечающим за работу со студенчеством. Наряду с научными работами, широко известны книги отца Максима «400 вопросов и ответов о Вере, Церкви и христианской жизни» и «200 детских вопросов и недетских ответов о Вере, Церкви и христианской жизни». Женат. Отец четырех дочерей.
Самая известная православная студенческая община сложилась при домовой церкви Святой Мученицы Татьяны Московского государственного университета. О ее жизни рассказывает настоятель Татьянинской церкви протоиерей Максим Козлов.
В старой России университеты считались светочами в темном царстве невежества или рассадниками нигилизма. В СССР их старались подчинить генеральной линии партии и боролись с моральным разложением студентов. Но едва ли кто в эпоху Победоносцева или Брежнева мог помыслить, что светский университет станет колыбелью для дружной православной общины. Между тем в наше странное время такое происходит все чаще, и на кипящую студенческо-профессорскую жизнь взирает строгий и светлый лик Христа Спасителя, призывающий и усердных тружеников науки, и полных сил весельчаков, и тех, кто уже отведал горькую чашу земных страданий.
Лекции, семинары, шумные коридоры, лесные походы, лица друзей такие образы возникают в памяти людей, когда они вспоминают свои студенческие годы. Многие встретили здесь свою единственную любовь, иные нашли свое подлинное призвание. Для большинства время учебы в ВУЗе время необычное и светлое. Кого-то постигают здесь первые неудачи и разочарования, и им сложно жить этим светлым временем. Но таково это время
Церковь Святой Татьяны храм студентов и преподавателейинтервью о. Максима Козлова
:::: ::::
Молодёжный православный миссионерско-просветительский журналИздается по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия№5май 2003
Собрание :: Церковь Святой Татьяны- храм студентов и преподавателей - Интервью с настоятелем домовой церкви Святой Мученицы Татьяны Московского Государственного Университета о.Максимом Козловым
Комментариев нет:
Отправить комментарий