В современной жизни указанные направления и критерии очень сильно смешались в этом ярко проявляются проблемы современного общества. Трудно понять, где авангард, а где арьергард. PЧто прогрессивно, а что реакционно? Кто «левые», кто «правые», где революция, где контрреволюция,? Возникают сомнения – а существует ли, в принципе, какой-либо весомый критерий, которым можно определить какое-либо общество как про
Хуже, однако, когда критерии прогресса соотносятся только с частными (групповыми, классовыми, национальными и другими) интересами. Тогда не достичь общего согласия в том, что считать прогрессивным. Напри]мер, то, что одни считают справедливым, другие отклоняют как нечто неспра]ведливое; то, что одним представляется равенством шансов, другим – как не]заслуженные привилегии; то, что одни принимают как демократию, другие называют тиранией сброда и т.п.
Кроме того, есть такие области, где критерии утверждаются сами собой, и трудно подвергать их сомнению. Когда уменьша]ется смертность грудных детей, когда увеличивается средняя продолжитель]ность человеческой жизни, когда исчезает туберкулез, перестает существовать угроза голода, увеличивается скорость транспорта, развивается телекомму]никация, обогащаются наши знания о природе, уменьшается угроза войны – в этих и подобных случаях трудно было бы оспаривать то, что мы имеем дело с прогрессивными процессами. Дело в том, что в таких случаях речь идет о ве]щах, соответствующих универсальным интересам всех людей, и именно таким образом они воспринимаются всеми людьми независимо от групповой при]надлежности последних.
Конечно, из этого не следует, будто существует полный произвол в оценке того, что можно считать прогрессом. Уже само по себе формирование обще]ственного консенсуса по поводу определенных критериев прогресса (выбор большинством членов общества определенных ценностей в качестве основ]ных) представляет своего рода фильтр, отсеивающий побочные, незначитель]ные или случайные критерии.
В-третьих, прогрессивность (регрессив]ность) относительна, вследствие зависимости от принятых критериев прогресса, признан]ных ценностей процессы, явления, прогрессивные в соответствии с одним критерием, могут не быть таковыми в соответствии с другим, конкури]рующим критерием. Более того, в этом разрезе может даже являться регрессом. Так, например, индустриализация является прогрессом, если принять в качестве критерия рост продукции, но она не будет прогрессом, если критерием считать сохранение природного окружения; урбанизация окажется прогрессом, если в решении проблемы развития России мы примем такие критерии, как богатые возможности обес]печения людей работой, развлечениями, имеющие место в городах, однако она окажется регрессом, если в качестве кри]терия будут признаны традиционные, общинные связи между людьми, типич]ные для сельской среды.
Во-вторых, прогрессивность отно]сительна в историческом плане – то, что относят к прогрессивному сегодня, впол]не могло не считаться таковым вчера, более того – Pмогло восприниматься в прошлом как регрессивное. Новые технические изобретения и ору]дия, распространение образования, свобода нравов, женское равноправие – эти социальные изменения с на]шей точки зрения, конечно, прогрессивны, но они вовсе не казались такими, когда их впервые проводили в жизнь. В этом нетрудно убедиться, если вспом]нить, сколько усилий, какой отчаянной борьбы требовало преодоление сопро]тивления, которое им оказывалось.
Во-первых, эта относительность определяет]ся соотнесением прогресса (регресса) с какой-либо группой (классом, народом), которая данную оценку формулирует. При этом то, что одна группа считает прогрессивным, другая – может вовсе не признавать таковым, даже, напротив, воспринимать это явле]ние как противоположное – регресс. Вспомним хотя бы приход Гитлера к власти в Германии, когда значительную часть немцев охватил массовый психоз, и фашизм был объявлен прогрессом всего человечества, хотя в целом человечество признало это жуткой бедой (регрессом) и прозвало «коричневой чумой». Или, например, введение системы прогрессивного налогообложения и тем самым уменьшение различий в уровне материального благосостояния людей прогрес]сивно с точки зрения тех, кто меньше всего зарабатывает, но отнюдь не с точ]ки зрения энергичных предпринимателей.
Никакое изменение не является прогрессом или регрессом само по себе. Оно может быть квалифицировано как прогресс, если станет предметом рас]пространенной в каком-нибудь обществе (группе) позитивной оценки, кото]рая будет дана ему в соответствии с определенными критериями. Прогресс – это то, что общественность принимает за прогресс, считает прогрессом (точно так же обстоит дело с регрессом). Таким образом, прогрессивность (регрес]сивность) всегда относительна.
Рассматривая проблемы современного общества, проблемы развития России и даже проблемы современного мира, мы с неизбежностью столкнемся с понятием социального прогресса. В этом случае речь идет о таком процессе развития, который оценивается позитивно, соответствует признанным ценностям. Прогресс последовательно ведет к общественному состоянию, где реализуются определенные важные социальные ценности, рассматриваемые людьми как хорошие, справедливые, счастливые, достойные и тому подобные явления. Противоположностью прогресса является регресс, отдаляющий лю]дей от таких признанных ценностей и тем самым приближающий их к ценно]стям противоположного характера.
Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, решение глобальных проблем, проблемы перспективы развития
Проблемы современного общества: прогресс или регресс?
искусство, методы, технология, практика решения проблем
Проблемы современного общества: прогресс или регресс? | ШКОЛА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Комментариев нет:
Отправить комментарий